Купить билет Личный кабинет

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает о том, как можно сделать болельщиков ещё ближе к команде.

ДЛЯ ЧЕГО ВСЁ ЭТО НУЖНО? 

Одной из самых недооцененных сфер деятельности в спорте остаётся Digital. По предварительным прогнозам, в ближайшие несколько лет число активно используемых смартфонов во всем мире увеличится до шести миллиардов, что существенно больше, чем количество купленных персональных компьютеров. Вследствие этого, рынок неигровых мобильных приложений растет, а капитализация контента возрастает в геометрической прогрессии. Российский пользователь потребляет в месяц на 70% больше мобильного трафика, нежели в 2016 году, и это в условиях, когда тарифы с безлимитным интернетом практически исчезли. Средний ежегодный прирост по оценкам экспертов будет составлять 12,5%. Если же рассматривать прибыль от мобильных игровых приложений, то в 2017 она составила почти 700 млн долларов. 

Российский рынок мобильных неигровых приложений продолжает показывать устойчивый рост по загрузкам – по этому показателю наша страна занимает пятое место в мире, уступая лишь США, Китаю, Индии и Бразилии. Всего же, как отмечают эксперты аналитической компании App Annie, в 2017 году суммарная стоимость реализованного контента на всем мобильном рынке составила 177 млрд долларов, из которых 77 млрд – расходы рекламодателей. В России же 49% от всего финансового дохода приходится на рекламу. Особенность рынка приложений в том, что количество потенциально продаваемого контента увеличивается в несколько раз. Также смартфоны еще один сегмент, в котором организация может заработать за счет спонсорских контрактов от рекламы. Отныне взаимодействие между клубом и потребителем должно вестись через мобильные приложения, так как смартфоны позволяют контактировать с производителем контента 24 часа в сутки.

Еще в 2015 году Дмитрий Навоша, генеральный директор лидера неигрового digital в России портала Sports.ru, отметил, что 75 % потребления контента ведущего спортивного портала страны проходило именно через мобильные приложения сайта, сейчас же эта цифра возросла еще существеннее. Tribuna Digital, так именуется мобильное пространство Sports.ru, управляет несколькими десятками приложений на английском, испанском, итальянском, французском и немецком языках, чья совокупная аудитория превышает 2,7 млн уникальных пользователей в месяц, а выручка ото всех проектов в 2016 году составила 250 млн рублей. Раньше можно было хвалить спортивные организации за качественный сайт или работу в социальных медиа, но сейчас пользовательская активность ушла в смартфоны и стандартного набора мало.

Рынок мобильных приложений в российском спорте практически не развит, так не все осознают потенциал рынка смартфонов. Так, в КХЛ сейчас всего несколько клубов разработали собственные приложения, в числе них продвинутые в этом направлении СКА, иностранные команды и ярославский «Локомотив». При этом для некоторых команд это простая галочка в документации. Стоит похвалить нашу лигу за то, что она очень много внимания уделяет собственным цифровым наработкам, но необходимо координировать свои действия с клубами. Если команды отстают в каком-либо компоненте своего развития, то КХЛ способна показать, научить или же жестко отреагировать за упущения. При этом нужно отметить, что КХЛ далеко оторвалась от всех остальные российских лиг в развитии digital.

РАЗДЕЛЫ КЛУБОВ НХЛ В ОФИЦИАЛЬНОМ ПРИЛОЖЕНИЕ - ПРИМЕР ДЛЯ НАШИХ КОМАНД

Наши команды существенно отстали от североамериканских, да, клубные приложений в российском хоккее даже больше, чем в НХЛ – официально они разработаны лишь у «Монреаля» и «Торонто».  У НХЛ передача контента централизована: если у всех франшиз в НБА и НФЛ, например, если собственных приложения, то у НХЛ же есть отличная единая программа для всех команд. Достаточно скачать официальный app. лиги, в котором можно выбрать любимую команду и получить весь доступ к услугам, которые предоставляет клуба и информации о команде. У такого сегмента есть плюсы и минусы. Во-первых, не надо скачивать множество приложений, чтобы следить за несколькими командами, плюс есть централизированный онлайн-магазин. Минусы же в том, что клубы могут недополучать часть денег от реализации индивидуальных рекламных соглашений. Но командные разделы в этом приложении - это отличный пример того, каким должно быть клубное приложение для команд КХЛ. 

КОНТЕНТ

Большущее внимание отдаётся фотоотчетам, причем они посвящены не только матчу. Приложение НХЛ позволяет окунуться и в историю взаимоотношение между различными командами, историю лиги непосредственно. В прошлом году организация праздновала вековой юбилей, так к каждому сезону за эти сто лет были приложены фотоматериалы, если это, конечно, было возможно сделать из-за срока давности.

Важнейшая часть контента – видеоматериалы. Они во многом повторяют концепцию фото, но с одним исключением: все интервью, которые берет пресс-служба клуба, выкладываются именно в формате видео. Так, после игр в НХЛ каждый может просмотреть интервью из раздевалки команд, пресс-конференции. Сама же игра преподносится не через обычный онлайн-текст, а через видео. Это важно, потому что в видео проще продать рекламу или провести спонсорскую активацию. 

Ещё одна часть контента – подкасты, которые сейчас в США наиболее популярны у болельщиков. Передать свои мысли через вербальное общение в разы легче, чем текст, да и читателю привычнее быть слушателем. Через подкасты можно, например, устраивать дискуссию по поводу различных игровых или внутриклубовых ситуаций, и не нарваться на бан от лиги за нелегальное использование авторских прав. Также подкаст может видоизмениться в клубное радио, хотя вести его в формате 24/7 могут позволить далеко не все клубы.

Именно сочетание этих четырех опций позволит клубу передать наибольшую информацию клиенту. Сама лига может в ближайшем будущем пойти по формату НХЛ, но и сами клубы КХЛ сейчас вполне могут себе позволить выделять время на ведение данных форматов, да и болельщик, скачивающий программу, прежде всего, хочет получить информацию из стана команды, а уже после первого ознакомления перейти к прочим, не менее важным составляющим.

ВОЗМОЖНОСТЬ КУПИТЬ БИЛЕТ

Безусловно, можно его разработать ради новостей и статей, но тогда оно будет совершенно нерентабельным. Контент, который производит клуб в подавляющей части бесплатный. Клубное приложение обязано быть максимально заполненным предложениями из маркетингового отдела. 

Мобильные приложения не только созданы для передачи контента и спонсорских активаций, но и рекламы от клуба. Покупка билетов – это одна из главных опций любого клубного приложения. Возможность быстро приобрести проходку, вне зависимости от географического расположения клиента открывает огромные возможности клубам. Например, на матчи «Тампы» можно купить билеты на любой из матчей регулярки плюс выбрать место на стадионе лежа в кровати перед сном. А клуб же через push-уведомления может рассказать обо всех акциях на билеты или в клубном магазине. Кроме того, в ситуации, когда болельщик купил определенное количество билетов, а затем активировал эту же опцию еще раз, то внутри клуба будут знать о предпочтениях этого клиента, а значит ему будет приходить выборочная рассылка, интересующая исключительно его. Приложение позволяет формировать собственную CRM базу и лучше понимать поведение болельщиков и где-то им управлять. 

МГНОВЕННАЯ БРОНЬ ПАРКОВОЧНОГО МЕСТА

В клубных приложениях североамериканских команд эта функция давно считается одной из самых важных. Подавляющее большинство пользователей скачали программы именно для возможности получить преимущество на парковке, так как, что логично, число парковочных мест ограничено. Купить билеты можно и в кассах непосредственно на арене, различную фанатскую продукцию – там же, но вот что касается парковки, то для приложений эту область можно назвать эксклюзивом.

Приложение «Торонто» предлагает своим клиентам не только выбрать собственное место на какой-либо матч, но и подскажет вам, во сколько лучше подъехать к арене, чтобы избежать очередей или какой-либо другого ожидания. Также стоит сказать, что эта опция может стать главной рекламой самого приложения: для успеха программы необходимо донести до клиента мысль о том, что это приложение ему нужно. Поэтому сама идея о том, что благодаря этой программе болельщик сможет без проблем и с комфортом посетить хоккей, выглядит крайне привлекательно.

Для казанских болельщиков такая опция была бы также полезна. На крытой парковке возле «Татнефть Арены» есть проблемы с въездом и выездом после матча – ожидание иногда достигает тридцати минут. Плюс нередко бывает так, что болельщик, приезжая на хоккей, с удивлением обнаруживает, что все места заняты, а значит ему следует оставить свой автомобиль где-то в другом месте и не важно, что человек мог потратить на билеты для всей семьи 5 000 рублей и ещё летом купил абонемент. Мобильное приложение может решить эти вопросы моментально. Но при этом, программистам этих приложение не стоит забывать и о зрителях, которые приехали на хоккей расслабиться и выпить алкогольные напитки.

ТАКСОПАРК

Одна из самых передовых идей, однако на практике она крайне трудно реализуема. Суть в том, что клиент, используя мобильное клубное приложение во время или после игры может заказать себе такси до дома. Да, для этой возможности необходимо соглашение с таксопарком. Интеграции возможны и практикуются большими клубами. 

Сочетание возможности вызвать такси и бронь парковочного места способна заметно увеличить посещаемость матчей команды. Клуб обязан предоставить зрителю комфортные условия для отдыха, но и сама дорога от дома до арены также должна считаться частью игры.   

Клиент, заказав себе такси через клубное приложение, должен будет заплатить за поездку меньше денег, чем использовав стороннюю программу, иначе в ней нет никакого смысла. Идея в том, что болельщику представляется услуга: чем больше он потратит на арене, чем меньше будет стоить вызов машины. Тут можно пойти и дальше, организовав ещё и стоянку такси, если есть такая возможность, выделив часть парковки у арены. Возможности в данном направление открываются отличные, тем более, в контексте уберизации. Приложение НХЛ уже сейчас позволяет заказать убер-такси, например, в Вашингтоне, чтобы болельщика могли без проблем довезти от дома до арены «Кэпиталс»

Отдельно стоит упомянуть то, что мобильные приложения ориентированы не только на жителей города, в котором базируется команда, но на болельщиков клуба вообще, независимо от места их проживания. Например, московский болельщик казанского «Ак Барса» с помощью программы может следить не только за жизнью из клуба, но и за тем, когда клуб приедет играть против ЦСКА, «Динамо» и «Спартака». Жители Чебоксар, например, с помощью мобильных приложений могут распланировать свою поездку на хоккей, при этом клуб помогает им с возможным выездом. Заказ междугороднего автобуса с помощью мобильного приложения – это самый высокий уровень сервиса, который может предоставить скачанное на свой телефон приложение. Реализация такой опции покажет то, насколько высоко ценит команда своих болельщиков. А когда клиент знает, что его уважают, холят и лелеют, больше вероятности в том, что он оставит существенные деньги во время матча.

ЗАКАЗ УСЛУГ НА АРЕНЕ

Зритель, уверенный в безопасной поездке домой после игры, потратит намного больше денег на арене. Такова натура человека, такова его психология. Разобравшись с созданием комфорта за пределами спортивного объекта, необходимо разработать программу действий для работы с клиентом во время матча. Главная опция в этом направлении – это возможность заказа болельщиком еды непосредственно на трибуны, на свое купленное место.

Очереди возле пунктов питания отбивают у клиента желание постоянно там закупаться. В США уже давно решили эту проблему: каждый может с помощью приложения заказать себе еду, а официант или простой разносчик принесет ее клиенту прямо на трибуну. 

Плюс не стоит забывать и о сборе информации о клиентах. С помощью мобильного приложения и заказов во время матчей можно отслеживать то, сколько клиент тратит и что любит больше всего. Если же обнаруживается какая-либо закономерность, но можно предсказывать будущие заказы болельщика, а значит можно предоставлять ему контекстную рекламу, акции или заранее подготовить его заказ. Даже больше – если вдруг число заявок на игру превышает число свободных билетов, то клуб может дать преимущество именно тому зрителю, который гарантировано потратит приличные средства на матче.

ЗАКАЗ СУВЕРНИРОВ

В России эта сфера маркетинга не развита на том уровне, который есть в Северной Америке. Болельщик спортивного клуба может купить в онлайн-магазинах всё, что ему вздумается. Так, с сайта НХЛ можно приобрести кроме обычных маек, кепок, шапок еще и кошельки с атрибутикой команды, обувь, сумки, детскую одежду, одежду для собак, белье для плавания, часы, ножи, стаканы и термосы, чехол для автомобильного кресла, кресло и набор для пикника и ещё кучу всего. Причем с атрибутикой каждого клуба. Помимо непосредственной покупки товара мобильное приложения используются ещё, как витрина и передаёт push-уведомления клиенту о поступлении товара или расширении коллекции. Кроме этого, с помощью клубных программ покупателю будет удобно сориентироваться и узнать о том, где находится ближайший магазин.  

ВОЗМОЖНОСТИ ОГРАНИЧИВАЮТСЯ ЛИШЬ ФАНТАЗИЕЙ РАЗРАБОТЧИКОВ

Количество вероятных опций у мобильных приложений неограниченно. Если разработчик и заказчик хотят максимально капитализировать эту сферу деятельности, но им необходимо постоянно вести контроль над клиентом, его желаниями и тенденциями. Что-то начинает ловить хайп, как спинеры полгода назад – значит необходимо предоставить покупателю эту игрушку с символикой команды.

Главное помнить, что клиента сперва завораживает симбиоз красочной обертка и наполненного функционала. Можно позвать ведущих дизайнеров и разработать завораживающее приложение, которое пусто внутри, а можно наполнить внутренности максимально, но отпугнуть фолловера отсутствием визуальной составляющей.

Качественно разработанное мобильное приложение гарантирует увеличение дохода клуба за счет повышения интереса у болельщика к матчам команды. Пора понять одно: спорт – это бизнес, а болельщик – это клиент с кошельком. Когда кошелек доволен услугами, то профит получает и клуб. А чем больше довольных кошельков на локальном рынке команды, тем она успешнее. А чем больше успешных команд, тем успешнее и лига.